Меню сайта
Категории раздела
Славный Сыктывкар [66]
Новости города [65]
Справочник [64]
Объявления [64]
Афиша города [65]
Голос города [66]
Избранное [66]
Популярное [65]
Новое [49]
Клиники, больницы, мед центры [0]
Магазины, супермаркеты, торговые центры [79]
Коммуналка [14]
Наш опрос
Вы любите свой город?
Всего ответов: 37
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воскресенье, 19.05.2024, 15:15
Приветствую Вас Гость

Каталог статей

Главная » Статьи » Афиша города

Гамлет Сыктывкар Анатолий Федоренко
гамлет сыктывкар анатолий федоренко

биография

Федоренко Анатолий Петрович

Родился 21 ноября 1967 в г.Сыктывкаре.

В 1996 году окончил режиссерско-актерский факультет РАТИ-ГИТИС (курс Марка Анатольевича Захарова).

В 1999-2003 годах работал в Москве: в Театре на Малой Бронной, Театре п/р А.Джигарханяна, театре Триада .

театральные работы

Абрам - «Квадратура круга» В.Катаев

Милрод - «Доктор философии» Б. Нушич

Карандышев - «Бесприданница» А. Островский

Чижик - «Жизнь в рассрочку» Я. Кржиньский

Телегин - «Дядя Ваня» А. Чехов

Степан Александрович Хомутов – «Любовный роман» А. Толстой Херсаче – «Блин-2» А. Слаповский

Гамлет снова в Сыктывкаре

28 февраля по 3 марта на большой и малой сценах театра пройдут спектакли с участием заслуженного артиста Республики Коми Анатолия Федоренко. В настоящее время артист проживает в Москве, поэтому постановки с его участием в афише театра встречаются крайне редко. Театральные дни с Анатолием Федоренко начнутся моноспектаклем по произведениям А. Галича “Вечный транзит” 28 февраля в 18.30 (малая сцена). 1 и 2 марта “ГАМЛЕТ”.  В воскресенье 3 марта в 11.00 вестерн для детей и их родителей “Опасные каникулы”. Воскресный вечер завершит комедия-водевиль по произведению Валентина Катаева “Квадратура круга”.

Уважаемые зрители, напоминаем, что если вы хотите приобрести билеты на определенные места в зале, то позаботиться об этом лучше заранее. Справки по тел. (8212) 24 31 92 (касса) или 34 12 65 (заместитель директора театра по работе со со зрителем).

Из рецензии на “ГАМЛЕТА театрального критика, главного редактора журнала “Музыкальная жизнь” (Москва):

“Спектакль вообще очень современен по стилистике, по приемам. Режиссер буквально забрасывает постановку сценическими игрушками для взрослых, но все это можно было счесть игрой в поддавки, если бы в спектакле не было Гамлета. Анатолий Федоренко - украшение постановки. Тонкий, умный, харизматичный актер, с какой-то пронзительно,запредельно искренней интонацией и ломкой, звучащей пластикой. Он держит на себе весь спектакль - внимание к нему неизменно и в повышенном напряжении.

Анатолий Федоренко покидает Сыктывкар

/ В спектакле Гамлет он будет играть наездами

Ведущий актер республиканского академического театра драмы имени Виктора Савина Анатолий Федоренко переезжает жить и работать в Москву. При этом, как пояснили в театре, его творческое сотрудничество с театром не прекратится.

Сам Федоренко, сыгравший главную роль в нашумевшем спектакле Гамлет , информацию подтвердил, но причину пояснил коротко: по семейным обстоятельствам. В театре об отъезде актера говорят не без сожаления.

– Конечно, в некоторых случаях мы будем готовить актеров на замену, но это не везде возможно. Мы не будем снимать из репертуара Гамлета , Анатолий будет приезжать и играть в этом спектакле сам. Это же относится и к некоторым другим постановкам, где задействован актер. Мы постараемся стыковать наши афиши с его новым творческим графиком. На мой взгляд, в этой перемене места можно найти и плюсы. Талант Анатолия хорошо известен местной публике, и не секрет, что многие приходят в театр посмотреть именно на его игру. Но новый статус актера, теперь уже москвича, будет привлекать новых зрителей в театр. Что же касается самого Анатолия, то очевидно, что, участвуя в столичных творческих проектах, он сможет еще больше раскрыть свой потенциал и повысить профессиональный уровень, – отметил директор театра Михаил Матвеев.

Напомним, Анатолий Федоренко родился в Сыктывкаре. C 1991 по 1996 год обучался на режиссерско-актерском факультете РАТИ (ГИТИС) у Марка Захарова. С 1999 по 2003 год работал в Москве в Театре на Малой Бронной, в театре Армена Джигарханяна, в театре Триада . Снялся в фильме Петра Тодоровского Какая чудная игра . Анатолий Федоренко дважды становился лауреатом премии республиканского театрального конкурса им. С.Ермолина в номинации Лучшая мужская роль (спектакль Не такой, как все по пьесе А.Слаповского, 2007 год моноспектакль Вечный транзит , год).

БНКоми .

Фото из архива Республики .

Новости

18:50 | 21.11. 145

Культура

Театрал из Сыктывкара судится с постановщиками Гамлета из-за слишком откровенных сцен Репортаж

Неожиданный зрительский отклик вызвала премьера сыктывкарского театра драмы. Режиссёр и труппа рассчитывали на восторженные рецензии, а получили судебный иск. Один из зрителей, юрист по образованию, считает, что нарушены его потребительские права.

Действительно, шёл посмотреть классику, а увидел вместо принца датского, стилягу-неврастенника, вместо стражи – автоматчиков, а вместо Офелии – дуру в балетных тапочках. Что это? Праведный гнев любителя классики или пиар? Разбирался корреспондент Пятого канала Айрат Галимов .

Этих аплодисментов и криков Браво сыктывкарский театр драмы удостоился за Гамлета . Давно здесь уже не замахивались на Вильяма Шекспира. Публика истосковалась. А потому, премьера прошла на Ура .

Но нашелся в уездном городе один, кому не понравился этот самый замах. В трактовке иностранной драмы он углядел диверсию против себя и отечества.

Александр Щиголев не заядлый театрал, больше известен как юрист-правозащитник. Но на Принца датского сходить решился. Новинка сезона. Посмотрел, ужаснулся и написал. Не рецензию в минкульт, а сразу иск в федеральный суд.

Александр Щиголев, юрист-правозащитник: То есть меня не устроило качество услуги, предоставленной театром. Если сухим юридическим языком говорить. Я поэтому прошу вернуть деньги и возместить моральный вред, который я получил от этой некачественной услуги .

Этот Гамлет сыктывкарский с датским схож только текстом в переводе Пастернака и сюжетом. В остальном на сцене – жизнь современная. Сам герой не в жабо и камзоле, а в двоечке с галстуком-селедкой. Его друг Горацио и вовсе в бейсболке с рюкзачком. И вокруг не гвардия, а спецназ с автоматами наперевес. Щиголев хотел увидеть классику, но почувствовал, что его оскорбили реальностью. За традиционный театр он решил побороться. Традиционным способом.

Олег Нагорничный учит будущих артистов, как правильно делать эмоциональный посыл в зрительный зал. Это его спектакль – не понятый Щиголевым Гамлет . О том, что трактовка будет современной, режиссер признается – еще во время репетиций через СМИ предупреждал неоднократно. И раз этот посыл не понял только один конкретный зритель, труппа не виновата – считает он. Искусствоведам давно известно – Дания у Шекспира не настоящая. Образная.

Олег Нагорничный, режиссер спектакля: В зависимости от той эпохи, в которой ставиться эта пьеса, она требует новой трактовки. Это требование Шекспира, а не мое личное .

Но обиженный зритель режиссеру не верит. Подозревает того в наветах на классика. И в слишком уж вольных трактовках. Особенно любовных сцен.

Александр Щиголев, юрист-правозащитник: Шекспир бы до них никогда не додумался. Когда Гамлет насилует Офелию на рояле в процессе своего диалога. Не то, что рояля тогда не было, я думаю не было такой пошлости .

Анатолий Федоренко тот самый Гамлет. Говорят, это теперь его лучшая роль. С Офелией на рояле действительно вздыхает. Но утверждает, это не соитие, а страдание. Непонятых душ.

- Да, вот здесь была Офелия. Да нет, у это просто бред. Там нет ничего такого. Нет патологии, нет натурализма. Вот и все.

Но правозащитник по прежнему неумолим. И удивительно красноречив в своем иске. Гамлет в юридическом документе описан как – неврастеник, а Офелия – дура в балетных тапочках . И все это вызвало у Щиголева дословно – нравственное страдание по поводу неожиданного осознания того низкого уровня культуры . За это теперь он хочет призвать к ответу худ совет.

Александр Щиголев, юрист-правозащитник: Хочу вообще провести у нас круглый стол. И пригласить министра культуры, который тут восхищался этой постановкой .

Анатолий Федоренко, актёр. Да в общем это вообще бред, зная профессию, просто смешно. Чисто по человечески. Бред, ну .

Быть или не быть спектаклю – суд решать не будет. Оскорбленный зритель попросил только деньги вернуть за 2 его билета – 800 рублей. И моральный вред оплатить. Это еще 10 тысяч. В театре решили, если подобный вердикт будет, опротестовывать не станут. Такой пиар Гамлету только на руку.

Сыктывкар. Какого Гамлета мы заслуживаем

Бывают градообразующие предприятия - это всем известно. И в театральном искусстве подчас один из компонентов спектакля становится формообразующим, диктующим ритм жизнедеятельности всем другим составляющим постановки.

В последние десятилетия все большее место в реализации режиссерского замысла занимает сценография. К примеру, без так называемых досок Давида Боровского, при помощи которых на пустоши сцены выстраивались и лес, и топкое болото, и дом, и баня, невозможно представить спектакль Театра на Таганке «А зори здесь тихие. », как и без задуманного тем же художником живого, связанного из веревок занавеса для «Гамлета».

И в случае с «Гамлетом» Академического театра драмы им. В.Савина формообразующим является сценографическое решение, которое принадлежит самому режиссеру спектакля - Олегу Нагорничных.

Постановщик задумал для спектакля стены, которые могут сдвигаться, раздвигаться, создавая различные объемы и пространства. Стена королевского замка - стена, ограждающая государство, сразу же, еще до начала спектакля, озадачивает суровой неприступностью: в ней за мрачным красно-коричневым окрасом угадывается немалая толща, шершавость каменной кладки. Через некоторое время она сдвинется на манер часовой стрелки или подобно перелистываемой странице книги - будто закроет один эпизод и подготовит сценическое пространство для следующего. Из-за отсутствия привычных кулис и закрывающих осветительную аппаратуру поперечных подпотолочных занавесей сценическая площадка при этом предстает огромной дворцовой залой с высоченными потолками. Далее две стены пойдут параллельно друг другу и рампе, давая возможность угадать во дворце анфиладу помещений. Из квадратной прорези в стене является стражникам Тень отца Гамлета, другая прорезь превращается в подмостки для представления бродячих артистов. В финале главная стена открытым светящимся окном с актерами внутри напомнит зрителям телевизионный экран с передаваемыми в прямом эфире новостями.

Собственно, принцип движущихся стен придумал для театра еще в начале ХХ века английский режиссер и художник Гордон Крэг. В 1911 году его пригласил в Московский художественный театр поставить «Гамлета» К.С.Станиславский. В книге мемуаров «Моя жизнь в искусстве» основатель МХТ поведал историю этой постановки потомкам: театр был очарован творческой задумкой Крэга - она давала возможность одними лишь стенами с разной конфигурацией, без подробных декораций, без ненужной бытовой приземленности, сыграть пьесу, в которой Шекспиром указано несколько мест действия - дворцовые залы, берег моря, кладбище. Если бы все из задуманного удалось осуществить! К сожалению, в те времена не было технологий, позволяющих одновременно стене-ширме придать мощный объем и легкость передвижений. Деревянные стены двигались шумно, то и дело падали - поэтому во время спектакля было необходимо присутствие рабочих сцены, управляющих конструкциями. Из-за этого приходилось чаще обычного закрывать и открывать сценический занавес, что существенно влияло на зрительское восприятие. В сыктывкарской постановке XXI века объемные стены двигаются легко и стремительно, почти бесшумно - без всяких перерывов в действии. Естественно, легкость эта - кажущаяся. За ней стоят не только огромный труд, изобретательность изготовителей, талант постановщика, но прежде всего - финансовые инвестиции, привлеченные театром («Монди СЛПК»). Я сознательно акцентирую - прежде всего - не будь инвестиций, режиссер и театр (директор театра М.Матвеев ) просто не взялись бы ставить «Гамлета». Замыслу не дано было бы реализоваться. И не было бы спектакля европейского постановочного уровня. А сейчас в спорах о нем ломаются критические копья, трещит интернет. Было даже шумное судебное разбирательство по поводу одного из его эпизодов. К слову, и оно прибавило популярности спектаклю. Суть разбирательства заключалась в том, что не все зрители приняли меру условности, предлагаемой театром. К примеру, и сейчас гастролирующие в африканских странах российские кукольные театры отмечают откровенное замешательство детей-зрителей, принимающих кукловодство за настоящее оживление неведомых существ - в таких случаях приходится успокаивать публику культурно-просветительскими беседами. Многие зрители в сыктывкарской версии «Гамлета» обнаружили перегруженность метафорами, мизансценирование на уровне иероглифов - разгадывать приходится. С этими мнениями можно согласиться. Но с одной оговоркой: подобные спектакли в других театрах, тем более, в других странах, - вовсе не редкость. Они дают возможность отнестись к посещению театра не как к забаве только, но как к получению удовольствия эстетического и интеллектуального.

Неприкрашенный облик нашего века - в этом, может быть, главная суть сыктывкарского «Гамлета» в постановке Олега Нагорничных. Отсюда - спецназ вместо положенного обличья королевской стражи, в камуфляже - регулярное войско Фортинбраса, отсюда в стиляжном костюме принц датский, а его верный друг Горацио (Евгений Софронов ) - в спортивном костюме с бейсболкой козырьком назад. Отсюда мать Гамлета - современная оперная дива (Ольга Сосновская ) или звезда эстрады 1930-40-х (Галина Микова ). Первая - пикантная, воздушная, с шармом, воспринимающая нравственные муки принца простыми капризами. Вторая - земная, понимающая право Гамлета обвинять ее и с готовностью идущая навстречу сыну - прочь от короля. И обе они одеты в эксклюзивные костюмы от дизайнеров, обе овладели особым стилем поведения с людьми - дружелюбно-покровительственным. Примеров нынче таким союзам немало: государственные мужи, став ими, меняют своих подруг на новых - умеющих себя подать в свете, имеющих навык держать лицо и эффектно являть перед публикой (электоратом) личные добродетели.

Придворные королевского окружения в спектакле все как один «знают свое место» и в буквальном, и в переносном смысле: знают, что надеть, где стать, как сесть, когда аплодировать, кого поощрить улыбками, кого - бурными аплодисментами, а кого и дружно укорить.

Похожи на них и Розенкранц с Гильденстерном (К.Карманов и В.Рочев ) - они предстают готовыми к бою молодыми петушками: до смерти рады, что их выделили из толпы, приблизили ко двору (не важно, в каком качестве!), дали возможность услужить самому королю. Нравственные муки им неведомы. Последить за однокашником - пожалуйста! Отослать его на смерть - нет проблем!

Узнаваем самодовольный Озрик (А.Третьяков ) - блестящий шоумен в эстрадном костюме с девушками из «группы поддержки», купающийся в лучах всеобщего внимания, с удовольствием демонстрирующий навыки опытного ведущего ток-шоу, в котором главным трюком предполагается убийство невиновного. Зритель уже знает о чаше с ядом и об отравленной шпаге - и эти обстоятельства необыкновенно заостряют ситуацию ожидания и исхода поединка между Гамлетом и Лаэртом.

Царедворец Полоний (Виктор Градов ) похож на топ-менеджера большой финансовой компании: деловит, экономен в словах, лишен эмоций: прежде всего - дело, прежде всего - процветание «фирмы». Детей своих он заранее приучает: желания короля - выше личных желаний. Если Лаэрта он отсылает набираться ума-разума за границу - это поможет карьере, то Офелию, не задумываясь о последствиях, засылает понаблюдать за принцем. А тот - с его подозрительностью ко всем, кто близок двору, а в особенности к женщинам - сразу же нутром чует: не зря она на его пути в неурочный час, непривычно нарядная, делает вид, что музицирует. Агрессивность Гамлета можно понять: он недавно потерял отца, только что узнал о коварном замысле дяди-убийцы, о предательстве матери. Неудивительно, что ко всем придворным он заранее относится с подозрением, видя в них людей с двойным дном. Он сразу готов нападать - и это своеобразная защита от возможного коварства. Над Полонием он просто издевается, подсовывая ему заморскую забаву - летающий вертолет: что ж ты, такой умный, а игрушки боишься? Шпионов Розенкранца с Гильденстерном реально готов задушить. А тут еще Офелия - в одно время соблюдающая положенные приличия и. доступная! Он - ерничая, раздражаясь, задыхаясь от ярости из-за непроходимой ее правильности, несамостоятельности, изобличает ее - раскладывает, препарирует прямо на рояле, а потом - бросает. Бросает не любимую девушку, бросает куклу, побывавшую в чужих руках, не своими словами говорящую. Вещающую как робот. Гамлет уходит, а завод в кукле еще остается: Офелия все продолжает и продолжает механические конвульсии. Когда все ее бросают, а значит, предают - брат за границей, отец - на небесах, принц - в своих заботах, как и король с королевой - ее больше ничто не держит на этой земле. Она устремится ввысь, прочь от грешной земли и. встанет на пуанты. Прекрасная, нежная, тонкая, в костюме балерины (зрителям подсказывается мотив брошенной возлюбленным Жизели) - такой она могла бы жить, но не нужна никому. Единственный выход невыносимой печали - безумие, омут - как предсказывал Гамлет. Конечно, в сыктывкарской постановке Офелия - фигура страдательная, пусть и недалекая, но трогательная и беззащитная. Жила-была пай-девочка, слушалась папу, дружила с братиком, любила своего принца, всем старалась угодить, мечтала о будущем - и в одночасье со смертью отца все ее планы рухнули, а душа получила рану, несовместимую с жизнью. Все это прочитывается не столько из текста Шекспира, сколько из подробнейшим образом расписанного пластического рисунка роли Офелии в исполнении Ольги Родович.

Клавдий (Владимир Кузьмин ) - поначалу расслабленный многочисленными успехами в личной жизни и в карьерном взлете, удовлетворенный достигнутым правитель, влюбленный и любимый муж. К Гамлету он сначала относится как к несмышленышу - снисходительно-ласково, объясняя чудачествами неадекватность поведения. Очень скоро принц начинает его раздражать, в его присутствии он ощущает смутную угрозу: «Влиятельных безумцев шлют в тюрьму». А после представления бродячих актеров король вдруг осознает, что пойман в капкан. В этот момент на стену молельной комнаты «набрасывается» мультимедийная тень шахматной доски - и в своем воображении Клавдий-король представляет себя уже свергнутой фигурой, надломленным человеком. Если раньше правитель водил подданных как кукол, то теперь сам оказывается в руках кукловода-игрока! Король застывает, открывши ужасную для себя истину: «Так что же? Как мне быть? Покаяться?» Роль создается широкими контрастными мазками, мощно и убедительно.

Кстати, прием использования ростовых кукол в драматическом представлении случается, хотя и довольно редко. В том же «Гамлете» режиссер-постановщик Н.Акимов между актерами устанавливал кукол, а В.Мейерхольд для постановки «Ревизора» в мастерской своего театра воссоздал восковые фигуры актеров, игравших персонажей комедии Гоголя, - для использования их в знаменитой немой сцене. Всякое введение куклы в спектакль продиктовано замыслом режиссера и объясняется по-разному, но всегда в подобных эпизодах зритель настораживает внимание.

Далее начинается монолог Гамлета, в котором он выбирает для себя - тут же покарать убийцу своего отца или найти другой момент? Он подбирается к королю со спины, подставляет к его горлу кинжал. но нет: «Назад, мой меч, до боле страшной встречи!». Клавдий не замечает ни кинжала, ни принца. Сцена решена таким образом, что она проигрывается в воображении персонажей: и король, и Гамлет просчитывают возможное продолжение их отношений. Само Время в эти мгновения будто останавливается.

Жанр трагедии предполагает в центре фигуру сильную и страстную, но при этом обобщенную, без излишней детализации и психологизирования. Только в кино детали можно продемонстрировать на крупных планах, которым подвластны и выражение глаз, и мимика, для театра это малодоступно. Олег Нагорничных, ставя свой спектакль, предполагал, что публика знакома по фильму Г.Козинцева с Гамлетом в исполнении Иннокентия Смоктуновского, мучающегося поистине глобальными проблемами. Кинозрители запомнили его проницательным, умным, ясноглазым, красивым - человеком, близким к идеалу. Публика могла видеть или слышала о Гамлете-Высоцком, могла быть знакома и с другими исполнителями. Когда-то в комедийной (!) версии Н.Акимова 1932 года в Вахтанговском театре исполнитель роли Гамлета А.Горюнов, полный, с брюшком, произносил знаменитый монолог «Быть или не быть? » в кабачке возле винных бочек, с пивной кружкой в руках и в заметном подпитии. Спектакль долго не продержался в репертуаре, но в истории театра сохранился. Владимир Высоцкий произносил этот же монолог в Театре на Таганке трижды: в начале спектакля, в джинсах и свитере, с гитарой в руках, а потом - уже в костюме принца. Он был никак не королевских кровей - он был одним из наших. Несомненно, его Гамлет был отражением романтического ореола барда и народного кумира, который желал оставаться самим собой и жить в любых обстоятельствах не по искусственным, а потому вре менным законам, а по законам естественным и высшим.

В любом случае, проблема выбора - быть или не быть? - относится к разряду вечных. Сыктывкарский Гамлет вынашивал свой выбор. во сне. Сон отгородил принца от каких бы то ни было советчиков, разоблачил от формальных одежд, и именно в эти минуты Гамлет родился заново. Он, наконец, решился - пусть даже в одиночку - восстановить попранную справедливость. Такое решение укрепило его человеческую сущность, придало мощи его голосу. Монолог намеренно был записан на фонограмму, и бессмертные слова заполонили зал, прозвучали подобно заклинанию. Современный и чисто театральный прием - он еще и позволил отделить (отдалить) исполнителя от играемой роли. Еще раз - в сцене Гамлета с вызванными им актерами - подобное отстранение повторилось. В это время Анатолий Федоренко обращается не к артистам, а к нам, зрителям, напрямую, со включенным в зале светом. Артист словами Шекспира - страстно и убежденно - отстаивает право и назначение Театра «держать зеркало. показывать доблести ее истинное лицо и ее истинное - низости».

Анатолий Федоренко - Гамлет. Именно с учетом индивидуальности этого артиста была задумана постановка. Без него - тонко чувствующего, импульсивного, умеющего думать в процессе исполнения - спектакль был бы другим или совсем бы не случился. Его Гамлет - болезненно худой и истончается, кажется, еще более к концу представления. Когда он сбегает с корабля, везшего его навстречу смерти, то предполагается, что он был неодет - поэтому закутан в первый попавшийся плащ, который ему короток и открывает ноги. Наг и беззащитен, загнанный в угол страдалец и боец, он все же готов к завершению своей миссии, завещанной отцом. То и дело падает в обмороки, но, преодолевая понятные человеческие страхи, ценой собственной гибели отстоит достоинство рода Гамлетов. Фортинбрас (А.Колмаков ), вступивший новым правителем в пределы уже не защищаемого государства, первым оценит роль принца датского: прикажет похоронить его с воинскими почестями.

Олег Нагорничных много лет разрабатывает на театре тему нравственного возмужания человека - начиная с дипломной своей работы - «Панночки» Н.Садур в сыктывкарском театре. Если многие его собратья-постановщики в начале 1990-х делали ставку на сочный украинский колорит (наблюдались в то время и спектакли со специфическим «малороссийским» говором), на фантастические трюки (я видела спектакль, в котором «потолок» сцены буквально ходил ходуном во время ночных бдений героя у гроба Панночки), то О.Нагорничных ставил спектакль о моральных борениях Хомы Брута, и, прежде всего, с самим собой. В его же «Федре» нравственный груз влюбленной в пасынка заглавной героини был настолько тяжким, что клонил ее к самой земле. И в последней по времени сыктывкарской постановке режиссер себе не изменил.

Кстати, кроме обычной практики сокращения текстов классических пьес, О.Нагорничных никаких отступлений от перевода Б.Пастернака не допустил. Тем не менее, многое в спектакле кажется рассчитанным на провокацию. Но в психологии искусства всякое возбуждение внимания, вызванное художественными средствами, считается признаком новизны, условием образности. И в случае с сыктывкарским Гамлетом провокация устраивается не ради нее самой, не ради режиссерской самопрезентации, а для выявления не замеченных ранее граней в прочтении старой пьесы. В «Гамлете», разыгранном труппой Академического театра драмы им. В.Савина, угадываются размышления зрелого художника о времени, о себе, обо всех нас, впаянных в предлагаемые обстоятельства жизни. Более всего эти взгляды выражены в образе заглавного героя. Гамлет-Федоренко не однозначно положительный герой. Он бывает агрессивен и жалок, смешон и страшен, от безысходности насилует, превозмогая слабость - убивает. Непривычный взгляд? Да. Но это взгляд на далекого шекспировского героя с позиций сегодняшнего дня. Согласитесь - очищая от грязи невозможно самому остаться стерильно чистым. Поэтому он тоже - один из нас. Трагедия Гамлета в том, что, стремясь в высоту, к духовному совершенствованию, обнимая целый мир своими раздумьями, сначала вынужденно, а потом - с полным включением, он начинает выполнять Долг - не просто наследника, но истребителя Зла. И живя в таких обстоятельствах, не успеет осуществить своих настоящих устремлений. Так сапер однажды подрывается на мине, так гибнет солдат, выполняющий воинскую обязанность.

Артисты в этом спектакле работают чрезвычайно ответственно: образы с первого выхода наполнены необходимой внутренней силой, энергетикой. Ясный, молодой и слишком прямолинейный Лаэрт (Д.Рассыхаев ), буднично-циничные, одновременно потешные и мечтательные могильщики (И.Янков и Л.Попов ), поначалу жалкие, жмущиеся друг к другу обыватели, а потом исключительно выразительные в простодушном гротеске бродячие актеры (В.Милюков, В.Козлов, Л.Мелехина и др.). Сцена с ними - одна из выразительнейших в спектакле: бродячие артисты, одетые в ярчайшие эффектные костюмы (больно глазам!) и цветные парики, во время спектакля «Убийство Гонзаго», находясь в центре зрительского (королевского!) внимания, будто разом отыгрываются за все сразу - за бестолковый быт, грошовые заработки, вечную неустроенность. Не страшась ужасного сюжета, не скрывая грубого комизма, азартно и с видимым удовольствием они разыгрывают пикантную историю из жизни властителей-интриганов, при этом, по расхожему выражению, отрываясь по полной программе.

В числе самых интересных исполнителей оказался и представлявшийся аморфным на первой премьере Александр Трибельгорн в роли Тени отца Гамлета. Кстати, считается, что, будучи актером, Шекспир в своей пьесе играл именно эту роль. Персонаж А.Трибельгорна креп и углублялся с каждым следующим спектаклем. Сейчас образ Призрака полон строгой доброты и несгибаемой силы. В белом домашнем костюме, он всегда выходит в ореоле света, и его невозможно ослушаться, ему доверяешь безоговорочно. В последний раз он появляется после гибели сына. Останавливается у бездыханного тела Гамлета, ждет. И Гамлет спокойно поднимается на его молчаливый призыв, а потом уходит следом за отцом - прочь из суетного мира. Они идут в белых одеждах - медленно, с большим достоинством и с сознанием выполненного, исключительно важного дела.

Во время монолога «Быть или не быть?» Призрак отца льет на свернувшегося калачиком Гамлета воду из стеклянного сосуда. Кто-то посчитал эту сцену одной из лишних режиссерских «заморочек». Но, может быть, подобно тому, как в одном из стихотворений Б.Пастернака летящий в ночном небе летчик обращается к остающемуся на земле бодрствующему творцу, Призрак таким образом настойчиво будит Гамлета: «Не спи, не спи, художник, не предавайся сну! - ты вечности заложник - у Времени в плену. ».

Фото Дмитрия Напалкова

Источники: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/89137/bio/, http://komidrama.ru/news/item/532-%25D0%25B3%25D0%25B0%25D0%25BC%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582-%25D1%2581%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0-%25D0%25B2-%25D1%2581%25D1%258B%25D0%25BA%25D1%2582%25D1%258B%25D0%25B2%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25B5, http://www.gazeta-respublika.ru/article.php/51585, http://www.5-tv.ru/news/47853/, http://www.strast10.ru/node/2370

Категория: Афиша города | Добавил: syktyvkar-8212 (16.09.2015)
Просмотров: 813 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск