В Коми функционирует всего одна автошкола, имеющая лицензию на обучение людей с инвалидностью
Сыктывкарские водители занимают парковочные места, предназначенные для инвалидов. Сами же жители республики с ограниченными возможностями лишены возможности пойти учиться в автошколу и получить водительские права. О проблемах передвижения инвалидов шла сегодня речь на «прямой линии» в Общественной приемной главы Коми.
Фото Николая Антоновского
Сыктывдинский совет инвалидов пожаловался на автобусных перевозчиков, которые не доезжают вплотную до остановки, а инвалидам довольно непросто перешагнуть бордюр и сесть в автобус.
Начальник отдела автомобильного транспорта Дорагентства Коми Александр Большаков пояснил, что у этой проблемы есть и объективная сторона — зачастую таким образом водители соблюдают правила безопасности, чтобы не задеть стоящих близко к краю остановки пассажиров и не создавать аварийную ситуацию. Кроме того, на такой стиль парковки влияет качество дорожного полотна, а также автомобили, припаркованные вблизи остановок. Однако Большаков отметил, что информация о правильной остановке автобуса до перевозчиков регулярно доводится, но, похоже, не всегда принимается к сведению.
- Пусть в таком случае нам помогает кондуктор. Она должна чувствовать себя хозяйкой в салоне, чтобы у нее всем было приятно и хорошо ехать, - предложила член Сыктывдинского совета инвалидов Валентина Васильева.
Еще одна большая проблема людей с инвалидностью, имеющих возможность и желание передвигаться самостоятельно, - отсутствие автосервисов, где оказывают услуги по переоборудованию машины под ручное управление для инвалида. Как рассказал член районной организации инвалидов из Прилузья Владимир Старцев, автомобили «Ока», которые выдавались социальной категории граждан, уже морально и физически устарели, а для многих - это единственное средство передвижения. Инвалиды готовы даже сами вручную переделать новый автомобиль, но в ГАИ такую машину на учет не поставят, поскольку установка должна быть сертифицирована.
Исполняющий обязанности начальника отделения регистрационно-экзаменационной работы и технадзора ГИБДД Тимур Мамедов сообщил, что в Сыктывкаре такая организация существует и находится на Колхозной, 3а. Самостоятельно же автолюбители могут производить только те работы, которые разрешает завод-изготовитель: все устанавливаемые элементы должны иметь сертификаты - самодельные устройства в данном случае установить невозможно, они должны быть выпущены заводом-изготовителем.
Председатель регионального общества инвалидов, председатель Общественной палаты РК Маргарита Колпащикова заметила, что в финансировании республикой установки ручного оборудования сегодня отказано, хотя стоит услуга не так уж и дорого - порядка 40 тысяч рублей.
В Усть-Куломском районе долго не могут решить вопрос с обучением вождению. Родители даже приобрели сыну-инвалиду машину, чтобы он мог самостоятельно передвигаться и работать, но выучиться и получить права молодой человек не может.
Начальник отдела по подготовке специалистов регионального отделения ДОСААФ Лев Лебедев подтвердил, что обращения по организации обучения инвалидов управлению автомобилем поступали, однако сегодня в республике никто этот вид услуг не предоставляет.
- В республике нет базы – транспорта, на котором возможно это обучение. Подготовка водителей - граждан особой категории - прекратилась в 1995 году, раньше Агентство по соцразвитию Коми предоставляло необходимое транспортное средство, но с тех пор оно устарело и пришло в негодность.
Обнадежил, по крайней мере сыктывкарских граждан с инвалидностью, исполняющий обязанности начальника регистрационно-экзаменационного отделения ГИБДД по Сыктывкару Владимир Ульянов, сообщив, что в ноябре этого года вступило в силу новое постановление федерального правительства, согласно которому лицензия автошколе будет выдаваться только в том случае, если в ее арсенале имеется хотя бы один автомобиль с ручным управлением для обучения людей с ограниченными возможностями.
Таким образом, отныне автошколы, проходящие переаккредитацию, должны будут обзавестись этим видом учебной машины. С ноября в Сыктывкаре по новым правилам работает пока только одна автошкола - «Карбон».
Маргарита Колпащикова сообщила о двух основных проблемах по городу и республике: парковка для инвалидов и сложность доступа в ГАИ для постановки автомобиля на учет.
Так, уже существующие парковочные места зачастую оборудуются в самом дальнем и неудобном конце парковки, откуда человеку о ограниченными возможностями выбраться сложно, в примеру, это проблема торгового центра «Макси». Кроме того, парковочные места не соответствуют параметрам - для колясочников они должны быть гораздо шире, чтобы человек мог открыть дверь и сесть в коляску. Помимо этого, зачастую парковки под спецзнаками занимают обычные автомобилисты, не опасаясь штрафа либо не ощущая на себе последствий нарушения правил парковки, в то время как сумма денежного наказания составляет порядка пяти тысяч рублей.
В республике 73 тысячи человек с инвалидностью, по словам Маргариты Колпащиковой, большая часть из них - трудоспособны, однако работать и обеспечивать себя они не могут, встречая препятствия сразу за порогом собственного дома.
- Мы не можем ни из дому выйти, ни квартиру оборудовать под себя, ни школу закончить, мы не можем учиться и работать, потому что государство не создает комфортных и доступных условий, чтобы люди могли передвигаться - не просить помощи и льгот, а самим зарабатывать деньги. И поэтому, сколько бы человек ни захотели обучиться вождению и получить права, нужно дать им такую возможность - резюмировала председатель общества инвалидов республики.
Лежачий инвалид из Воркуты по телефону сообщила о том, что в городе отсутствует транспорт для перевозки людей, которые не могут передвигаться даже в сидячем положении. Скорая помощь и больница в транспортировке на осмотры отказывают.
Маргарита Колпащикова сообщила, что такая ситуация не только в Воркуте, но и во многих городах республики. Однако в заполярном городе вопрос скоро может решиться – местные власти недавно дали поручение на покупку спецтранспорта с подъемниками, чтобы была возможность перевозить людей на носилках.
«Коми – республика равных возможностей для всех. Право на передвижение людей с инвалидностью»
В рамках мероприятий, посвященных Международному дню инвалидов, сегодня в Общественной приемной Главы Республики Коми состоялась «прямая линия», на которой обсуждались вопросы доступности и возможности освоения транспортной среды людьми, имеющими ограничения здоровья.
В мероприятии приняли участие представители Государственного Совета Республики Коми, Управления ГИБДД МВД по Республике Коми, администрации МО ГО «Сыктывкар», Дорожного агентства Республики Коми, Агентства Республики Коми по социальному развитию, Главного бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми, регионального отделения ДОСААФ Республики Коми под председательством заместителя начальника Общественной приемной Главы РК Ирины Модестовны Корепановой.
Во время «прямой телефонной линии» жители республики обращались к участникам мероприятия с вопросами, касающимися прав и возможностей граждан с ограниченными возможностями. Вопросы оборудования общественного транспорта специальными подножками, оказание медицинских услуг инвалидам. Молодых людей, имеющих такие особенности, интересовали вопросы восстановления потерянного водительского удостоверения, возможность научиться управлять автомобилем с ручным управлением и получить водительское удостоверение.
Тимур Мамедов, исполняющий обязанности начальника отделения регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора УГИБДД МВД по Республике Коми, сообщил, что в городе Сыктывкаре функционирует компания«Техноторг», которая занимается переоборудованием автомобилей под ручное управление. Компания располагается по адресу: г.Сыктывкар ул.Колхозная д.3а. Что касается самостоятельного оборудования автомобилей ручным управлением, то стоит иметь ввиду, что каждая деталь должна быть сертифицирована и выпущена на заводе. Тем не менее,это не гарантирует, что ГИБДД зарегистрирует такой автомобиль.
Кроме того, с мертвой точки сдвинулась проблема подготовки автомобилистов с инвалидностью. «Благодаря постановлению министерства образования и науки России от 7 ноября года каждая автошкола, которая получает лицензию или продлевает имеющуюся, должна предоставить все условия для людей с инвалидностью. Это включает в себя не только подготовку помещений, но и покупку специализированных учебных автомобилей», — сказал исполняющий обязанности регистрационно-экзаменационного отделения ОГИБДД УМВД России по городу Сыктывкару Владимир Ульянов.
По его словам, в Сыктывкаре уже есть подобная автошкола — «Карбон», которая располагается на улице Советской д. 2/1.
Председатель республиканского общества инвалидов, председатель Общественной палаты региона Маргарита Колпащикова поделилась: «Возможность водить автомобиль для людей с инвалидностью — свобода, благодаря которой мы можем самостоятельно добраться до магазина, поликлиники, аптеки. В то же время остро стоит вопрос парковочных мест, предназначенных для таких, как мы. Зачастую, они заняты другими автомобилями, находятся в отдалении от главного входа и не соответствуют стандартам», — разъяснила она проблему.
Ее слова подтвердила руководитель проекта «Главконтроль» Юлиана Прохорова: «Согласно проведенному мониторингу, 63 процента опрошенных не замечают на стоянках мест, отведенных под нужды людей с инвалидностью».
Подводя итог встречи, Маргарита Колпащикова поблагодарила участников прямой линии и предложила объединить усилия: «Раз мы решили интегрировать инвалидов в общество, активизировать их, нужно сделать все, чтобы окружающий мир был к ним доброжелателен».
16+
Фото из архива Pro Города
3 декабря в Общественной приемной главы РК прошла прямая линия, посвященная Международному дню инвалидов. На вопросы жителей Коми отвечали представители различных государственных структур и ведомств.
Одной из важных тем на прямой линии стал транспортный вопрос. Люди с ограниченными возможностями интересовались проблемами общественного транспорта для инвалидов, а также другими актуальными вопросами. Один из звонивших спросил по поводу восстановления водительских документов и вообще подготовки инвалидов в автошколах.
И. о. начальника отделения регистрационно-экзаменационной работы и техннадзора УГИБДД МВД по РК Тимур Мамедов сообщил, что в Сыктывкаре есть компания, которая переоборудывает автомобили под ручное управление. Для тех, кто имеет возможность самостоятельно переделать машину, стоит отметить, что каждая деталь должна быть сертифицирована и выпущена на заводе. Тем не менее, полной гарантии, что авто будет зарегистрировано ГИБДД, нет.
Еще одной важной темой прямой линии стала проблема подготовки автомобилистов с инвалидностью.
- С 7 ноября года каждая автошкола, которая получает лицензию или продлевает имеющуюся, должна предоставить все условия для людей с инвалидностью. Это включает в себя не только подготовку помещений, но и покупку специализированных учебных автомобилей, - сказал и.о. начальника регистрационно-экзаменационного отделения ОГИБДД УМВД по Сыктывкару Владимир Ульянов, сославшись на постановление Минобраза России.
Ульянов сказал, что на сегодняшний день в городе есть всего одна школа. в которой люди с ограниченными возможностями могут получить водительские документы.
Еще одной проблемой стали парковки для инвалидов. Участники прямой линии заметили, что стоянки для инвалидов находятся в неудобных для людей с ограниченными возможностями местах парковок и не соответствуют государственным стандартам. Кроме того, очень часто и эти места бывают заняты другими автомобилями.
Будь в теме:
02.02., 09:31
Общественники, депутаты и директора автошкол обсудили проблемы обучения водителей
Создать ассоциацию автошкол и базу недобросовестных автоинструкторов, выдавать молодым водителям временные удостоверения, а автолюбителей со стажем периодически экзаменовать на ПДД, построить вторую трассу «Сыктывкар – Эжва» – эти и другие предложения прозвучали в среду на «круглом столе» и «прямой линии» по вопросам безопасности дорожного движения, которые прошли сегодня в Общественной приемной главы. Значительная часть более чем двухчасового заседания была посвящена обсуждению проблем подготовки водителей. На встрече присутствовали представители половины автошкол Сыктывкара.
Валентина Жиделева предложила создать ассоциацию автошкол на базе родного лесного института. Фото Андрея Ретанова
На сегодняшний день в столице Коми функционирует 18 автошкол различных форм собственности. Как рассказал заместитель начальника регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД Сыктывкара Владимир Ульянов, в среднем по городу все три экзамена, включая теорию и заканчивая вождением по улицам, выдерживает лишь каждый четвертый. По республике в целом этот процент гораздо выше – сдает каждый второй. Но не стоит забывать один важный момент – на дорогах Сыктывкара самая серьезная транспортная обстановка: многополосность, сложные перекрестки, светофоры, железнодорожные переезды, кольцо. В то время как в других городах республики, и тем более районах, таких сложностей нет.
В году молодых водителей (стаж вождения которых менее двух лет), попавших в ДТП, стало немного меньше, однако их удельный вес в общем числе аварий все равно составляет 17 процентов.
По мнению сотрудников ГИБДД уровень подготовки молодых водителей напрямую зависит от личной заинтересованности руководителя автошколы. Так, некоторые учебные заведения допускают до экзаменов в ГАИ лишь 30 процентов обучающихся, поскольку остальные не проходят внутренних экзаменов.
Владимир Ульянов предположил, что не лишним было бы отсекать слушателей курсов за неуспеваемость и низкую посещаемость, а то и вовсе отчислять прогульщиков. Но ввиду того, что обучение платное, сделать это невозможно.
Председатель регионального отделения всероссийский общественной организации автомобилистов Иосиф Пачошвилли предложил последовать европейскому опыту и начать вырабатывать этику и культуру поведения на дорогах у молодых водителей при помощи временного удостоверения на два года, которое бы по истечении срока подтверждало или опровергало статус умелого водителя.
- Водитель получает временное удостоверение на два года. Если за этот период он получает штрафы, то постоянное водительское удостоверение не получит, ему придется снова учиться. В итоге два года он старается ездить аккуратно, а за эти два года характер водителя закладывается, и, соответственно, на дорогах появится этика. А сейчас этики нет, – рассудил представитель организации автомобилистов.
Заместитель директора политехнического техникума Виктор Даранкевич предложил больше внимания уделять подготовке инструкторов, поскольку специального, а тем более педагогического образования эти люди не получают. Стать инструктором можно, прослушав непродолжительные курсы и имея небольшой водительский стаж – три года. Особенно это актуально для частных автошкол, где нет штатных преподавателей.
- Мы забываем про мастера производственного обучения, инструктора. Если преподаватель пения или физкультуры должен как минимум 2,5 года отучиться в колледже, то для того, чтобы стать инструктором, нужно три года иметь в кармане права и отсидеть 126 часов курсов. Для инструкторов не существует ни утвержденной программы, ни специальности. Два месяца – и ты инструктор, можешь готовить человека, который будет ответственен за жизнь других людей, выезжая на дорогу, – высказался замдиректора техникума.
Это предложение нашло поддержку у участников заседания. Валентина Жиделева поделилась вверенной ей конфиденциальной информацией о том, что зачастую сами инструкторы являются злостными нарушителями правил дорожного движения. В связи с этим директор лесного института предложила ГИБДД устанавливать лицензионные требования не только к материально-технической базе автошколы, но и к ее сотрудникам.
- Так-то вроде бы все приличные, почтенные люди, но неизвестно, какие за ними стоят истории, – предположила она.
С одной стороны стола прозвучало предложение создать единую базу инструкторов, по которой можно было бы определять недобросовестных и не принимать их на работу. Однако на практике – возразила другая сторона – мастеров производственного обучения не хватает, поэтому, даже если его выгонят из одной автошколы, то с радостью примут в другую.
Руководитель Сыктывкарского ДОСААФ Анатолий Котугин предложил возродить работу по созданию ассоциации автошкол для совместного решения профессиональных проблем, в том числе, демпингом. Валентина Жиделева тут же предложила в качестве площадки для ассоциации стены лесного института.
Член политсовета «Единой России» Евгений Нечаев на исходе первого часа обсуждения проблем аварийности напомнил про другую сторону вопроса – дороги.
- Благосостояние наших граждан толкается в пробках. В Европе из точки А в точку Б можно попасть разными путями: через тоннель, через мост, слева, справа, а из Эжвы можно попасть в город только по одному пути. Нужно рядом с уже существующей трассой построить еще одну дорогу в три полосы, – заявил Нечаев, однако в итоге перешел к более реальному варианту – строительству четвертой полосы и разделителей с освещением.
Исполняющий обязанности председателя городского совета Владимир Жариков сообщил, что за последние четыре года бюджет города вложил в ремонт дорог более миллиарда рублей, а строительство четвертой полосы возможно проводить только поэтапно, поскольку оно требует больших затрат.
За час на «прямую линию» по вопросам работы автошкол поступило всего три звонка. Один из дозвонившихся интересовался, нельзя ли перенести время проведения экзамена с часа пик, поскольку в большом потоке автомобилей неопытному водителю ориентироваться сложнее.
Директор НОУ «Автошкола №1» Руслан Ичаев заметил, что и учебный, и экзаменационный процесс должен проводиться во всех режимах городского цикла: утром, днем и вечером.
- Иначе мы ничему не сможем научить. Подготовка водителя рассчитана таким образом, чтобы он и дальше мог спокойно ездить. Это будет то же самое, что мишка в цирке, который ездит по арене на мотоцикле. Стоит его только пустить в город, он натворит кучу дел, – образно пояснил директор автошколы.
По словам заместителя министра образования Дмитрия Беляева, веским основанием к появлению внеплановой проверяющей комиссии может стать жалоба учащихся. Однако сыктывкарские слушатели курсов водителей предъявлять претензии к учебным заведениям не спешат, поэтому и проверок столичных автошкол почти не проводится. В основном сейчас проверяются районы: в этом году уже завершено восемь проверок, еще три находится в работе. Закрыть учреждение, обучающее водить машину, тоже непросто: при обнаружении каких-либо недостатков в работе заведение получает предписание к их устранению в определенный срок. Если недостатки устраняются вовремя, то и оснований для закрытия школы нет. В противном случае возбуждается дело об административном правонарушении. Дальнейшую судьбу автошколы решает суд. Как правило, это временная приостановка деятельности – 90 суток на устранение недостатков.
- Мы планируем проверить 40-50 процентов автошкол в этом году. Но для того, чтобы провести внеплановую проверку, мы должны иметь достаточные основания. Если мы придем просто так, то нас обвинят в превышении полномочий. Иногда создается впечатление, что Сыктывкар мало проверяют – граждане не жалуются, значит, и оснований для внеплановых проверок нет. Меж тем это образовательная услуга, качество которой должно удовлетворять: должны быть понятные условия, правильные нормальные графики, хорошие технические условия – здесь мы готовы реагировать и ждем жалоб, – рассказал заместитель министра.
В финале «прямой линии» депутат городского Совета Вадим Бербен предложил популяризировать правила дорожного движения и на уровне муниципалитета организовывать акции, в ходе которых действующие водители могли бы проверить свои знания ПДД.