В Национальной галерее Республики Коми открылась выставка «королевы союза художников России» Татьяны Назаренко. Среди многочисленных посетителей в галерее побывал и приветствовал известную московскую художницу глава Коми Вячеслав Гайзер.
Фото Юрия Кабанцева
Судя по тому, как массово сыктывкарцы посещают концерты и выставки, у Сыктывкара есть все шансы стать одним из культурных центров Северо-Запада. Открытие персональной выставки Татьяны Назаренко было многолюдным. Работы художницы есть в Третьяковской галерее, ими могут похвастать многие частные собрания в Европе и Америке. Тем не менее произведения «королевы союза художников» заняли несколько залов и часть коридоров Национальной галереи Коми. Это работы последних двадцати лет, очень разные, но производящие на зрителя исключительно яркие впечатления. В основном на картинах люди: друзья, знакомые, незнакомцы, селяне, горожане, святые, бомжи и представители субкультуры, живые и давным-давно умершие. Им всем как будто дана возможность высказаться. И если проект «Фамильный альбом» навевает смутную ностальгию по чему-то, что знаешь только из книг, то работы «Взрыв» и расположившаяся прямо над ней «Покров», выполненные из монтажной пены, скорее, приводят в ужас.
Татьяна Назаренко остро чувствует время, отражает его. Ее работы эмоциональны, они не оставляют равнодушными, и неважно, выражает ли автор в произведении свое ироничное отношение к ситуации, радость или боль.
Вячеслав Гайзер, не пропускающий последнее время значимых культурных событий, на открытии отметил, что принимать такую выставку для республики большая честь.
- Это замечательный самобытный мастер, - сказал губернатор, - я десять минут всего ходил по выставке, и чувство легкого потрясения присутствует у меня с самой первой минуты!
Художница объяснила приезд в республику тем, что поддалась обаянию директора национальной галереи Ольги Таляниной, с которой встретилась на своей выставке в Кирове, и поблагодарила за нынешний теплый прием.
- Вы — женщина-праздник, которая очень тонко чувствует жизнь! - обратилась к художнице выступавшая следом исполняющая обязанности министра культуры Светлана Белорусова.
Ольга Талянина немного рассказала о творчестве Татьяны Назаренко:
- Ее работы поражают своим разнообразием, содержательностью и правдивостью. В них есть не только мотивы карнавалов, праздников, но и чувство социальной ответственности. Это мастер с мировым именем!
Тут же была зачитана телеграмма, поздравлявшая художницу с открытием персональной выставки от президиума российской академии художеств за подписью Зураба Церетели.
Представитель союза художников России Анжела Разманова высказалась менее академично:
- Эта выставка — для всех людей праздник. Лично вы — случайно залетевшая к нам звезда. Мы ваше творчество хорошо знаем, помним ваши картины еще из советских журналов. Для студентов факультета искусств эта выставка станет вехой.
Татьяна Назаренко поблагодарила выступавших и рассказала, что в ее жизни это первая выставка, которую она не делала сама. Очень щепетильная в вопросах того, где и каким образом будут расположены ее произведения, по какому принципу они будут сгруппированы, художница осталась довольна и глубоко благодарна всем сотрудникам, которые отнеслись к ее творчеству с такой любовью.
Особенную же радость ей доставил сыктывкарский художник Геннадий Дмитриев, выступавший последним.
- Мы вместе выставлялись в Манежке еще в 75-м году, - рассказал он. - Был и альбом «Молодые живописцы 70-х». Ты там пишешь холст, касаясь его мизинчиком. Так вот я сделал тебе муштабель!
Муштабель — деревянная палочка длиной от полуметра до метра, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины. Но далеко не все присутствовавшие догадывались о предназначении этого предмета и могли понять бурную радость Татьяны Назаренко, утверждавшей, что теперь она может писать как голландские живописцы. Тем не менее все искренне аплодировали.
Торжественная часть завершилась романсом, который исполнила Ольга Сосновская, после чего посетители выставки довольно быстро разбежались по залам, чтобы насладиться произведениями искусства.
Справка: Татьяна Назаренко, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ, премии правительства Москвы, член президиума, действительный член Российской академии художеств, профессор.
Фото с выставки - в разделе Фоторепортажи .
Эксперименты классика
/ В Национальной галерее РК открылась выставка Татьяны Назаренко
Восемь залов и часть фойе заняли в Национальной галерее РК полотна известной российской художницы Татьяны Назаренко. Выставка королевы Союза художников России открылась в минувшую пятницу при большом стечении посетителей.
В основном на выставке представлены работы художницы за последние двадцать лет, многие датированы годом. Люди во всех их проявлениях – основа творчества Татьяны Назаренко. Друзья и коллеги по творчеству, сельские забулдыги, бомжи и святые, ныне живущие и давно ушедшие. На многих полотнах – как напрямую, так и зашифрованная в метафору – присутствует сама художница. В богемной мастерской, расположенной, судя по виду из окна, в центре Москвы, или с сыном-подростком в домашней обстановке. Или растерзанной на огромном блюде перед алчущими монстрами, как на картине Трапеза . В одном из интервью Татьяна Григорьевна призналась, что под видом этих чудовищ, готовых разорвать ее на части, она изобразила столичных галерейщиков.
С опаской разглядывали гости выставки огромные фрагменты человеческих тел на инсталляции Взрыв , сильные впечатления производят и фигуры-обманки людей, изготовленные из фанеры или монтажной пены.
Ностальгические тревожные ощу щения рождает большая серия картин Фамильный альбом . На больших полотнах, точно на увеличенных старых фотографиях, – застывшие глаза, обрывки писем людей, которых уже нет. К теме памяти, которая для нее является основной, как призналась на встрече с журналистами сама художница, Назаренко обращается всегда: Это страшно, когда современники становятся манкуртами, были такие герои у Чингиза Айтматова, без прошлого, а значит, без будущего .
Свои картины Татьяна Назаренко сравнила с детьми: их вынашиваешь, в них вкладываешься, а они разлетаются и живут своей жизнью. Стоит отметить, что работы Татьяны Назаренко разлетелись не только по частным коллекциям всего мира. Ее полотна хранятся в фондах и выставляются в залах лучших российских и зарубежных музеев.
Болезненным для художницы оказался вопрос по поводу творчества молодых художников. Татьяна Назаренко – профессор Суриковской академии художеств. Раньше, вспомнила она, в художники шли преимущественно ребята, а сегодня практически одни девчонки: ни подрамник натянуть, ни фреску поднять . Студенты, по ее мнению, стали чрезвычайно инфантильными, период взросления у них так и не наступает, и они не могут отличить красивое от ужасного. В лучшем случае выпускники академии становятся уличными художниками, в худшем – идут расписывать масляной краской по штукатурке фрески в храмах . Талантливых – единицы.
В Сыктывкаре Татьяна Назаренко оказалась, по ее словам, благодаря обаянию директора галереи Ольги Таляниной, которая специально приехала в Киров, где экспонировались картины художницы, и уговорила выставиться в столице республики. О Коми до сих пор Татьяна Назаренко не знала ровным счетом ничего. Первое, что удивило ее, – это, как она выразилась, фантастический вид с самолета на бесконечный, сворачивающийся в круги лес. Приятное впечатление вызвал и красивый заснеженный Сыктывкар.
На открытии выставки был и Глава республики Вячеслав Гайзер. Это самобытный мастер, я десять минут ходил по выставке, и до сих пор меня не покидает чувство потрясения , – поделился он своими впечатлениями.
Татьяна Назаренко рассказала, что в ее жизни это первая выставка, над экспозицией которой она не работала сама. Весьма щепетильная в этом вопросе, тем не менее она осталась довольна и от души поблагодарила сотрудников галереи, отнесшихся к ее творчеству с любовью и пониманием. Стоит отметить, что куратором выставки выступила искусствовед Эльвира Поповцева.
Неожиданный презент преподнес гостье сыктывкарский художник Геннадий Дмитриев. Он вспомнил, как в 1975 году выставлялся с Татьяной Назаренко в одном зале – в московском Манеже. По итогам выставки был издан альбом Молодые живописцы 1970-х . В альбоме был автопортрет художницы, где она пишет холст, касаясь его мизинцем. Вспомнил и сделал тебе муштабель , – торжественно произнес Дмитриев, вручая свой подарок.
Муштабель – тонкая деревянная палочка, с помощью которой поддерживается рука художника при работе над мелкими деталями картины. Дарить муштабели с изысканным кожаным наконечником, можно сказать, фирменный стиль Геннадия Дмитриева. В ответ Татьяна Назаренко, не скрывая радости, подметила, что отныне она будет писать, как голландские живописцы.
В подарок Татьяне Назаренко несколько оперных арий и романсов спела заслуженная артистка РФ Ольга Сосновская. Аккомпанировала оперной диве известная пианистка Наталья Койдан. Судя по реакции, гостья была тронута до глубины души.
Выставка Татьяна Назаренко #171 PARTY#187
Татьяна Назаренко родилась в Москве в 1944 году.
В 1962 году окончила художественную школу при Московском государственном институте имени В.И. Сурикова
В 1968 году окончила Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (руководители А. М. Грицай, Д. Д. Жилинский)
1969-1972 гг. работала в мастерской Академии художеств СССР под руководством Г. М. Коржева
1972 #8212 лауреат премии Московского комсомола за картину «Казнь народовольцев»
1987 #8212 серебряная медаль Академии художеств СССР
1993 #8212 лауреат Государственной премии России за выставку «Татьянин день» в ГТГ
С 1998 г. член-корреспондент Российской академии художеств
С 1999 г. профессор, руководитель мастерской в Московском Государственном Академическом Художественном Институте им. В.И. Сурикова
1999 #8212 звание лауреата премии Правительства Москвы 2001
С 1999 г. действительный член Российской академии художеств
2003 #8212 Заслуженный художник России
2004 #8212 почетная золотая медаль Российской академии художеств
2008 #8212 лауреат Независимой премии «ТРИУМФ»
#8212 Народный художник России
Работы Татьяны Назаренко хранятся в собраниях ГТГ в Москве, ГРМ в Санкт-Петербурге, Национального музея «Женщины в искусстве» Вашингтон, Национального еврейского музея Вашингтон, Музея современного искусства Софии, Музея современного искусства в Будапеште, Пекине, Берлине, Братиславы и других художественных музеев мира и России.
Уже в начале 1970-х годов Татьяна Назаренко вошла в историю отечественного искусства. Ее работы отмечены самостоятельностью художественного почерка и неповторимой индивидуальностью трактовки портрета, а также запоминающимися экспериментами с художественными решениями. За 50 лет творческой деятельности удалось создать уникальный мир образов, ориентированных на ценности высокого искусства. Татьяна Назаренко до сих пор остается верна своему художественному миру. Ее постоянная способность к обновлению тем, пластического языка живописи, обретению новых сюжетов, творческая фантазия оказывают благотворное влияние на художественный процесс. Некоторым своим темам Назаренко посвящает целые циклы, обращаясь к ним многократно и продолжая осмыслять образы на протяжении всего творческого пути.
За последние годы Татьяна Назаренко провела целый ряд персональных выставок в Москве и других городах страны, внося заметное разнообразие в их составы и пространственные решения с учетом особенностей мест экспонирования. Идея привлечения произведений #171 обманок#187 каждый раз обогащала эти выставки, расширяла каждое персональное выставочное событие до масштаба явления, занимающего определенное место в художественной панораме нашего времени.
Самоидентификация всегда имела для художника значение умышленно принятой роли и искусно выбранной маски, которая помогала говорить о важных вещах иносказательно, смиряя их пафос и приближая к человеку. Использование в целях выразительности и образной метафоричности узнаваемых адресов классической истории искусства дает возможность сообщать произведениям дополнительные смыслы, которые рассчитаны на долгую жизнь их творений, а не на сиюминутный эффект. Даже работа, возникающая как отклик на что-то произошедшее в современной жизни, как взгляд автора через призму узнаваемых художественных адресов придавал этим событиям значительность исторического масштаба и превращал бытовой сюжет в формулу человеческой жизни. В этой среде неизменно происходил обмен образами и подпитка друг от друга. Поэтому на выставке представлены как живописные произведения, так и объекты.
С 12 декабря в ЮВС арт-галерее представлена персональная выставка «PARTY» Татьяны Назаренко. В экспозицию вошли работы объединенные темой: праздники, народные гулянья, маскарад и карнавал. Декабрь и январь в России и во многих других странах мира сопровождаются массовыми гуляниями и главными праздниками года – Рождество и Новый год.
Помимо живописных работ на выставке представлены широко известные арт-объекты. Специально для выставочного проекта «PARTY» Татьяна Назаренко написала 3 новые работы, которые впервые показаны в ЮВС арт-галерее. Практически на 2 месяца пространство галереи окунется в атмосферу карнавала и нескончаемого праздника жизни! Экспозиция выставки получилась разнообразной, но при этом тематически сдержанной! В залах галереи одну и ту же тему кураторы раскрывают с разных ракурсов и тем самым демонстрируют всю многогранность творчества художника Татьяны Назаренко.
Кураторы: Елена Нашикян, Петр Баранов
5 фото
Татьяна Назаренко – народный художник, академик РАХ, профессор, руководитель мастерской в МГАХИ им. Сурикова.
Родилась в Москве 24 июня 1944 года.
В 1962 году окончила художественную школу при Московском Государственном Институте имени В.И. Сурикова.
В 1968 году окончила Московский Государственный Художественный Институт имени В.И. Сурикова.
Лауреат многочисленных премий: Премия Правительства Москвы (1999), Государственная премия РФ (1993) – за серию живописных произведений с выставки Татьянин день , Серебряная медаль Академии художеств СССР (1987), почетная золотая медаль РАХ и т.д.
С 12 декабря в ЮВС арт-галерее представлена персональная выставка Татьяны Назаренко Party. В экспозицию вошли работы объединенные темой: праздники, народные гулянья, маскарад и карнавал. Декабрь и январь в России и во многих других странах мира сопровождаются массовыми гуляньями и главными праздниками года – Рождеством и Новым годом.
Помимо живописных работ на выставке представлены широко известные арт-объекты. Специально для выставочного проекта Party Татьяна Назаренко написала 3 новые работы, которые впервые показаны в ЮВС арт-галерее.
Практически на 2 месяца пространство галереи окунется в атмосферу карнавала и нескончаемого праздника жизни! Экспозиция выставки получилась разнообразной, но при этом тематически сдержанной! В залах галереи одну и ту же тему кураторы раскрывают с разных ракурсов и тем самым демонстрируют всю многогранность творчества художника.