Коми и НАО будут совместно работать над проектом по строительству дороги Сыктывкар – Нарьян-Мар
Коми и НАО будут совместно лоббировать на федеральном уровне вопрос завершения проекта по строительству дороги Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар. Об этом после подписания соглашения между двумя регионами заявил глава Коми Вячеслав Гайзер .
«Надеемся, что с года мы начнем активное строительство этой дороги, также с учетом софинансирования. – подчеркнул губернатор НАО. – И, как правильно отметил глава Коми, нам предстоит большая работа по такому здоровому лоббизму с целью не просто попасть в федеральную программу, но и получить живые деньги, так как эта дорога необходима стране. Напомню, что вся територия НАО по указу президента вошла в Арктическую зону ».
У Коми нет другой дороги
12 декабря
Глава республики Вячеслав Гайзер объяснил, почему основной упор в пятилетнем плане региона делается на строительство автотрасс
В Республике Коми снова ожила идея пятилеток – именно по пятилетнему плану здесь живут, работают и строят будущее. Но эта программа очень отличается от канувших в Лету – она максимально приближена к действительности, в её реализацию будут вложены все силы. Ведь теперь на Коми смотрят с надеждой – здешние запасы природных ресурсов и географическое расположение делают эту землю одним из самых перспективных регионов страны. Как осуществляется этот план, рассказал глава Коми Вячеслав Гайзер – к слову, местный уроженец, отлично знающий здешние условия и возможности.
По словам республиканского лидера, принятый в Коми пятилетний план развития очень реалистичный, тем более что он создавался вместе с населением:
– У нас более 230 тысяч человек внесли свои предложения в этот план, когда мы его вынесли на обсуждение. Так что это абсолютно народный продукт, очень чётко и грамотно структурированный по срокам, задачам и территориям. Специальные народные комиссии наблюдают за выполнением этих задач, а чтобы власть сильно не засиживалась, у меня все министры и их замы имеют годовой контракт, возобновить который они могут только в том случае, если работали хорошо.
И задача номер один в этой программе, без которой невозможно выполнение других задач, – это строительство дорог в республике. Если посмотреть на карту Коми, то преобладающий цвет там – сплошной зелёный, на севере – белый. Тайгу и тундру прорезают многочисленные реки, между ними раскинулись огромные болота. Дороги в Коми есть только в обжитых районах, а если между обжитыми районами дикая земля, то там летом спасает воздушный транспорт, зимой – накатанный зимник. Территория намного больше, к примеру, Франции, а народу тут и миллиона не наберётся.
Без дорог невозможно развивать добычу сырья, его вывоз и переработку. Сейчас в Коми весь лес, который валят, перерабатывают на территории республики. Но к большинству участков, которые можно было бы использовать, физически не подъехать. Была бы дорога – можно было бы построить перерабатывающий завод, посёлки для рабочих. Была бы дорога – легче было бы подобраться к титановым месторождениям. Если раньше титан Россия закупала на Украине, то теперь самое время подумать о собственных запасах.
В прошлом году построили всего 90 километров новых дорог, но надо учесть, по каким страшным дебрям их пробивали. И вот тут республика решила использовать передовой опыт столичных дорожников. Здесь впервые в Коми будет осуществлено строительство дороги концессионным методом – это когда часть денег даёт государство, а часть – бизнес. В дореволюционной России этот метод использовался нередко, так строился наш Западный скоростной диаметр и строится участок новой трассы Санкт-Петербург – Москва. Так будет построена самая нужная сейчас Коми автомобильная дорога – трасса в Ненецкий автономный округ. Она пройдёт от Сыктывкара через Ухту, Печору и Усинск в Нарьян-Мар с подъездами к городам Воркута и Салехард. Ведь до сих пор те автомобили, которые гордо ездят по улицам Воркуты и Нарьян-Мара, попадали туда отнюдь не по шоссе. Сейчас нормальная дорога кончается в Ухте, и оттуда надо пробивать 170 километров до границы с НАО, где эстафету должны подхватить ненецкие дорожники. Из этих 170 километров 80 решено разбить на два участка по 40 километров, уже в январе по ним пройдёт конкурс. По словам Вячеслава Гайзера, если рассчитывать только на бюджетные деньги, эта трасса была запланирована на 2024 год.
Кроме автомобильных дорог необходимо заниматься железными, водными и воздушными. К сожалению, знаменитый проект Белкомур (железная дорога, которая должна соединить Урал и Белое море) буксует уже который год по разным причинам. Вячеслав Гайзер сообщил, что как только стороны, участвующие в этом проекте, окончательно договорятся о намерениях, начнётся проектирование. Эта трасса очень нужна стране, но пока что всё время находились дела поважнее, и потратить 180 миллиардов рублей на неё никто не хотел. Как считает глава Коми, больше тянуть нельзя, потому что отсутствие этой дороги тормозит развитие нескольких важных регионов, но, к сожалению, не Вячеслав Гайзер главный в этом проекте.
Зато, как похвалился глава Коми, удалось полностью сохранить всё ранее существовавшее железнодорожное сообщение, в том числе пригородное, ни одну линию не забросили и не разобрали. То же – с перевозками по воде, учитывая, что до некоторых населённых пунктов только так и можно добраться: закуплены новые суда и паромы, и они успешно курсируют. И гордость правительства Коми – авиаперевозки: удалось реанимировать все внутренние рейсы! Для этого пришлось восстановить все аэродромы в райцентрах, закупить новые чешские самолёты. Более того, поскольку обнаружилась востребованность в перелётах и за пределы республики, местное авиапредприятие готово выполнять и их, для чего приобретены бразильские машины.
между тем
Воркута станет опорой для Арктики
Утихли давние разговоры о том, что Воркуту вообще расселят и бросят. Теперь город заполярных шахтёров официально включён в Арктическую зону России и будет развиваться, по словам Вячеслава Гайзера, как опорная точка для освоения Арктики. Здесь есть железная дорога, аэропорт и военные аэродромы, сюда зайдёт автомобильная дорога Сыктывкар – Нарьян-Мар, а главное – здесь живут и работают люди. Период массового закрытия шахт прошёл, сейчас стали открывать новые, но реанимировать кольцо обветшавших посёлков вокруг города не станут. Изношенные посёлки разбирают, чтобы их руины не портили окружающий вид и не служили прибежищем маргиналов.
Заброшенный шахтёрский посёлок облюбовали лётчики
Самый отдалённый из воркутинских шахтёрских посёлков – Хальмер-Ю. Посёлок был расселён уже давно, в 1996 году, когда закрыли здешнюю шахту. Всех жителей переселили в Воркуту, многие сделали это не добровольно, но жить в мёртвом посёлке, отключённом от всех систем жизнеобеспечения, было невозможно. Брошенными остались многоквартирные здания, Дом культуры, прочие постройки. Уже 8 лет территория принадлежит Министерству обороны РФ, которое стало использовать строения посёлка как учебные цели для лётчиков.
Соколовка остаётся без авиасоколов
В 20 километрах от столицы Коми Сыктывкара находится недостроенный аэропорт Соколовка, заброшенный более 20 лет назад. В конце 1990-х годов огромный современный комплекс был готов на 80 процентов, но дальше все работы прекратились. До сих пор в Сыктывкаре работает старый аэропорт. Во-первых, взлетать и садиться чуть ли не в центре города небезопасно, во-вторых, аэропорт давно нуждается в реконструкции, в-третьих, он занимает столько места, что ещё пол-Сыктывкара там можно построить. Вот бы Соколовку достроить! Но это федеральный объект, и республиканская власть не может к нему подступиться, а передать аэропорт в собственность республике федералы не хотят уже много лет. А ведь у него полоса, пригодная даже для огромных магистральных самолётов, и он задумывался в своё время как резервный аэропорт для трансконтинентальных рейсов. Пока что по слабо охраняемой территории недостроя бродят туристы-сталкеры да одичавшие собаки.
Дорога Сыктывкар – Нарьян-Мар будет строиться на принципах ГЧП, говорит глава Коми
10 декабря - 13:14 Комментарии: 0
Нарьян-Мар, 10 декабря.
В Республике Коми в году начнется реализация первого проекта в сфере дорожного строительства по схеме государственно-частного партнерства.
Конкурс на два участка дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар протяженностью 80 км (из планируемых 180 км) будет объявлен в декабре этого года, а весь проект рассчитан на 11 лет с учетом выплат по концессии, сообщил журналистам глава Республики Коми Вячеслав Гайзер.
«Дорога важна для развития северной территории, поэтому планируем в ближайшие годы максимально вкладываться в ее строительство и другие инфраструктурные проекты, но пока готовим конкурсы на два участка», – цитирует главу республики ТАСС.
Как уточнил заместитель председателя правительства Коми Эльман Худазаров, проектом предусмотрено строительство дороги в течение четырех лет и эксплуатация по концессионному соглашению на протяжении семи лет. Стоимость всего проекта, рассчитанного на 11 лет, составляет 10 млрд рублей, а объем привлекаемых инвестиционных средств на период строительства составляет 4,6 млрд рублей. По словам Эльмана Худазарова, к первой региональной концессии уже проявили интерес несколько инвесторов.
Общая протяженность строящейся автомобильной дороги Сыктывкар – Ухта – Печора – Усинск – Нарьян-Мар составляет 1085 км, в границах Коми – 869 км, 179 км необходимо построить.
Согласно планам властей Коми, в - годах будет реконструировано 34,5 км автодороги регионального значения на участке «поселок Малая Пера – поселок Ираель» в Коми, в 2018 году будет введено в эксплуатацию 46 км автодороги на участке «поселок Ираель – поселок Каджером». В бюджете Коми на - годы на строительство заложено 2,5 млрд рублей.
Благодаря концессионному соглашению Коми планирует уже к 2018 году наладить круглогодичное автомобильное сообщение Сыктывкар – Печора. Сейчас до Печоры можно добраться только по железной дороге или по воздуху. Ранее этот участок планировалось ввести в эксплуатацию в 2024 году.
Вячеслав Гайзер: «Мы подтверждаем свои намерения совершенствования механизмов государственно-частного партнёрства для ускоренного развития республики»
Такую позицию обозначил сегодня Глава Республики Коми в ходе заседания комиссии по мониторингу обеспечения в регионе целевых показателей социально-экономического развития России. В ходе которого обсуждались перспективы развития в республике государственно-частного партнёрства.
Руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Коми Дмитрий Попов проинформировал, что в - годах был сформирован перечень проектов, предполагаемых к реализации в рамках ГЧП. В него вошли восемь социальных объектов в сферах здравоохранения, образования и социального обслуживания населения, а также развития дорожной инфраструктуры.
Один из проектов уже находится на эксплуатационной стадии - это центр по предоставлению социальных услуг населению в Усть-Куломском районе. Еще один проект - в сфере дорожного строительства - на стадии проведения конкурсных процедур. Данным проектом предусмотрена реконструкция 34,5 километров автомобильной дороги Сыктывкар - Нарьян-Мар на участке Малая Пера - Ираель, и строительство 46 километров указанной дороги на участке пос.Ираель - пос.Каджером в целях обеспечения круглогодичного проезда автотранспорта от Сыктывкара до границы с Ненецким автономным округом , - рассказал Д.Попов.
Руководитель ведомства также проинформировал, что в году планируется расширить перечень до 23 проектов, ещё 11 социальных проектов должны пройти конкурс на заключение соглашения о ГЧП. В состав указанных проектов входят объекты в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и спорта.
Итогом реализации всех обозначенных проектов ГЧП планируется создание к 2018 году на территории Сыктывкара, Ухты, Сосногорска, Сысольского, Ижемского и Усть-Куломского районов республики 14 новых социально значимых объектов , - отметил Д.Попов.
Вячеслав Гайзер подчеркнул значимость реализации инфраструктурных и социальных объектов на принципах государственно-частного партнёрства, отметив при этом, что сам механизм ГЧП позволяет рассматривать варианты развития события в республике в условиях бюджетных ограничений.
Либо мы идём по пути понятного всем консервативного подхода на основе бюджетного планирования, формируя программу капитального и дорожного строительства. Но в таком случае мы чётко понимаем, что таким образом мы уходим за горизонт среднесрочной перспективы. Как показывает практика, даже наличие проектно-сметной документации утверждённой в текущем году абсолютно не означает, что мы построим объект по запланированным ценам. На моей памяти, при среднем сроке реализации проектов в 3 года удорожание всегда выходит не менее 20 процентов, - обозначил свою позицию Вячеслав Гайзер. – Второй, более быстрый вариант – приглашать частных инвесторов, способных живее и эффективнее выстраивать работу и желающих построить тот или иной объект сейчас .
Глава Республики Коми подчеркнул, что не смотря на то, что в целом по России государственно-частное партнёрство только начинает активно развиваться, есть регионы, которые преуспели в этой сфере. В качестве примера были озвучен опыт работы в городах Нижний Новгород и Омск, Удмуртская Республика, Московская и Ленинградская области.
Вячеслав Гайзер поручил курирующему инвестиционный блок заместителю Председателя Правительства региона Эльману Худазарову дополнительно проанализировать сложившийся опыт коллег из других регионов и по необходимости внести коррективы в работу Правительства республики по развитию механизмов государственно-частного партнёрства.
Работа по ГЧП должна быть жёстко посчитана и, естественно, укладываться в нашу бюджетную политику. Поэтому Министерство финансов Республики Коми должно быть ключевым ведомством при принятии решений в сфере ГЧП, - отметил подытоживая Вячеслав Гайзер. - Я сторонник того, чтобы решать имеющиеся проблемы сейчас. ГЧП даёт нам возможность не просто повысить качество обслуживания и предоставленяи государственных услуг населению, но и способно стимулировать развитие экономики региона в целом .
Строительство трассы #8220 Сыктывкар #8211 Нарьян-Мар#8221 ускорят
Республика Коми и Ненецкий округ планируют нарастить темпы строительства автотрассы «Сыктывкар #8211 Ухта #8211 Печора #8211 Усинск #8211 Нарьян-Мар». Об этом заявил сегодня руководитель Коми Вячеслав Гайзер в Усть-Цильме в ходе совместного с вр.ио губернатора Ненецкого автономного округа Игорем Кошиным общения с журналистами.
#8211 Чтобы увеличить темпы работ, в этом году мы приняли решение включить принцип государственно-частного партнёрства и к концу года будет проведён первый конкурс, что даст возможность в течении двух лет сдать более 80 километров трассы на участке между Ухтой и Печорой. И для того, чтобы дальше двигаться, нам необходимо объединить усилия с НАО, чтобы эффективнее привлекать дополнительные федеральные средства для скорейшей реализации этого проекта. После его окончания, эта дорога будет федерального значения, она имеет статус межрегиональной, поэтому на федеральном уровне работать совместно для решения этого вопроса представляется наиболее эффективным, #8211 пояснил Вячеслав Гайзер.
И.Кошин отметил, что была проделана большая работа, чтобы вернуть Ненецкому округу полномочия по строительству дороги, которые ранее находились в ведении Архангельской области.
#8211 У нас есть поручение Президента страны проработать до 30 сентября вопрос по включению средств на строительство дороги в федеральный бюджет на год, поэтому мы надеемся, что со следующего года мы активно начнём достраивать оставшиеся со стороны НАО 83 километра трассы «Нарьян-Мар #8211 Усинск» на условиях софинансирования федерального центра. Как правильно заметил Вячеслав Михайлович, нам предстоит большая совместная работа по здоровому лоббизму с целью не просто попасть в федеральную целевую программу, но и получить реальные, живые деньги, поскольку эта дорога межрегиональная и она действительно необходима стране, #8211 заключил И.Кошин.
По сообщению пресс-службы Главы РК и Правительства РК
Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter. Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору